spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
–одител€м первоклашек ѕечать
05.10.2014 г.

‘√ќ— в начальной школе

¬ этом учебном году начальна€ школа перешла на новые федеральные государственные образовательные стандарты (‘√ќ— Ќќќ). –одители нынешних первоклашек по ним не учились, да и работники школы их сами только осваивают. ¬ этих услови€х каждому родителю нужно знать, чему должна научить ребенка школа и какие дл€ этого она об€зана обеспечить ему услови€, что должны делать родители, чтобы помочь ребенку успешно учитьс€, ибо только совместными усили€ми можно добитьс€ нужного успеха. Ќадеюсь, что родител€м в школе объ€снили, что такое ‘√ќ— Ќќќ, чем они отличаютс€ от прежних образовательных стандартов, как родители могут помочь дет€м в овладении ими и каковы особенности современного обучени€.

¬сЄ, что нужно знать родител€м первоклассников

„то должен знать и уметь первоклассник при поступлении в школу? ƒолжны ли быть домашние задани€?  ак правильно выбрать портфель (рюкзак) дл€ первоклассника?ќтветы на эти и другие вопросы в наших информационных листах.

ƒавайте вспомним, в чЄм их основной смысл, а технологии обучени€ оставим профессионалам.

  1. √рафик введени€ ‘√ќ—

(распор€жение ѕравительства –‘ от 7.09.2010 є1507-р)

”чебный год

 лассы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2011-2012 + пр
2012-2013 + + пр мг
2013-2014 + + + пр мг пр мг
2014-2015 + + + + мг пр пр мг пр
2015-2016 + + + + + пр пр пр мг пр
2016-2017 + + + + + + пр пр пр мг пр
2017-2018 + + + + + + + пр пр пр пр
2018-2019 + + + + + + + + пр пр пр
2019-2020 + + + + + + + + + пр пр
2020-2021 + + + + + + + + + + пр
2021-2022 + + + + + + + + + + +

+ — об€зательное введение ‘√ќ—;

мг Ц введение ‘√ќ— по мере готовности школы;

пр Ц продолжение обучени€ по ‘√ќ—, введенного по мере готовности школы.

2. ќтличительные особенности ‘едерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани€

‘едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовани€ (‘√ќ— Ќќќ) Ц это «совокупность требований, об€зательных при реализации основных образовательных программ начального общего образовани€ (ќќѕ Ќќќ) образовательными учреждени€ми, имеющими государственную аккредитацию». ‘√ќ— Ќќќ устанавливаетс€ в соответствии с требованием статьи 7 закона –‘ Ђќб образовании».
(текст —тандарта вы можете найти на сайте ћинобрнауки –оссии: ћатериалы по ‘√ќ— Ќќќ)

‘√ќ— Ќќќ выдвигает три группы требований:

  1. “ребовани€ к результатам освоени€ основной образовательной программы начального общего образовани€.
  2. “ребовани€ к структуре основной образовательной программы начального общего образовани€.
  3. “ребовани€ к услови€м реализации основной образовательной программы начального общего образовани€.

ядром ‘√ќ— Ќќќ €вл€ютс€ универсальные учебные действи€ (””ƒ) — «общеучебные умени€», «общие способы де€тельности», «надпредметные действи€» и т.п. ƒл€ формировани€ ””ƒ предусмотрена отдельна€ программа. –еализаци€ этой программы в начальной школе — ключева€ задача внедрени€ нового образовательного стандарта.

‘√ќ— Ќќќ имеет де€тельностный характер, главной целью которого €вл€етс€ развитие личности учащегос€.

¬место традиционного представлени€ результатов обучени€ в виде знаний, умений и навыков формулировки стандарта указывают реальные виды де€тельности, которыми учащийс€ должен овладеть к концу начального обучени€. “ребовани€ к результатам обучени€ сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

‘√ќ— Ќќќ рассматривает использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред как наиболее естественный способ формировани€ ””ƒ, направлен на ориентировку младших школьников в информационных и коммуникативных технологи€х (» “) и формирование способности их грамотно примен€ть (» “-компетентность).

ќтличительной особенностью начала обучени€ €вл€етс€ то, что нар€ду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

»зучение окружающего мира предполагает не только изучение материала учебника, но и наблюдени€ и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Ќаблюдени€ и опыты фиксируютс€, их результаты обобщаютс€ и представл€ютс€ в цифровом виде.

»зучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. ¬ частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

¬ контексте изучени€ всех предметов должны широко использоватьс€ различные источники информации, в том числе, в доступном »нтернете.

» “ €вл€ютс€ наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучени€, котора€ нашла широкое применение в современной школе. Ёто проекты «я и мое им€», «ћо€ семь€», совместное издание јзбуки и многое другое. –одители должны вс€чески стимулировать детей к этой работе.

»нтегрированный подход к обучению, примен€емый при создании ‘√ќ— Ќќќ, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Ќапример, на уроке русского €зыка идет работа над текстами-описани€ми, эта же работа продолжаетс€ на уроке окружающего мира, например, в св€зи с изучением времен года. –езультатом этой де€тельности становитс€, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные €влени€ и т.п.

 оличество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавлени€ еще 1 урока физкультуры (с 1 сент€бр€ 2011 года об€зательны 3 урока физкультуры), что соответствует новым санитарным правилам и нормам (—анѕиЌ) от 3 марта 2011 года.

‘√ќ— Ќќќ устанавливает определенные требовани€ к результатам обучающихс€ по окончании начальной школы:

v личностным, включающим готовность и способность обучающихс€ к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихс€, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

v метапредметным, включающим освоение обучающимис€ универсальные учебные действи€ (познавательные, регул€тивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенци€ми, составл€ющими основу умени€ учитьс€, и межпредметными пон€ти€ми;

v предметным, включающим освоенный обучающимис€ в ходе изучени€ учебного предмета опыт специфической дл€ данной предметной области де€тельности по получению нового знани€, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знани€, лежащих в основе современной научной картины мира. ѕредметные результаты сгруппированы по предметным област€м, внутри которых указаны предметы. ќни формулируютс€ в терминах «выпускник научитс€Е», что €вл€етс€ группой об€зательных требований, и «выпускник получит возможность научитьс€ Е», не достижение этих требований выпускником не может служить преп€тствием дл€ перевода его на следующую ступень образовани€.

20% ќќѕ формируетс€ участниками образовательного процесса, а значит, и родител€ми. ѕроцедура их участи€ определ€етс€ локальным актом школы.

‘√ќ— Ќќќ разрешает формирование индивидуальных учебных планов дл€ учащихс€, прежде всего дл€ одаренных детей и детей с ограниченными возможност€ми здоровь€ с участием родителей и учащихс€.

¬ыбор внеурочных зан€тий, предлагаемых школой, и их количество осуществл€ет родитель. ѕсихологи рекомендуют не более 2-3 зан€тий в неделю сверх общей программы обучени€.

”чащиес€ начальной школы могут заниматьс€ в рамках одной из трех систем образовани€, прин€тых в –оссии, и определ€емой школой самосто€тельно:

Ц традиционна€ начальна€ система;
Ц развивающа€ система Ћ. ¬. «анкова;
Ц развивающа€ система ƒ. Ѕ. Ёльконина Ц ¬. ¬. ƒавыдова.

3.”слови€ образовательного процесса

—огласно —анѕин учебный процесс в 1 классе должен строитьс€, исход€ из следующих требований:

  • уроки провод€тс€ только в первую смену и по 5-дневной учебной неделе;
  • обучение имеет ступенчатый режим в первом полугодии (в сент€бре-окт€бре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в но€бре-декабре по 4 урока по 35 минут, в €нваре-мае по 4 урока по 45 минут каждый);
  • в середине учебного дн€ рекомендуетс€ организовывать динамическую паузу не менее 40 минут;
  • учащиес€, посещающие группу продленного дн€, должны иметь дневной сон не менее 1-го часа и обеспечены 3-разовым питанием и прогулками;
  • обучение проводитс€ без балльных оценок и домашних заданий;
  • при традиционном режиме обучени€ первоклассники имеют дополнительные недельные каникулы в середине III четверти;
  • вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей дл€ учащихс€ 1 — 2-х классов не должен превышать 1,5 кг; в цел€х профилактики нарушени€ осанки учащимс€ начальных классов рекомендуетс€ иметь два комплекта учебников: один — дл€ использовани€ на уроках в школе, второй — дл€ приготовлени€ домашних заданий;
  • учащихс€, часто болеющих простудными заболевани€ми, ангинами, ќ–«, рекомендуетс€ рассаживать подальше от наружной стены класса.
    ”чащихс€, сид€щих на крайних р€дах (1 и 3 р€ды при трехр€дной расстановке парт), не реже чем 2 раза за учебный год, необходимо мен€ть местами;
  • продолжительность учебного года в 1 классе Ц 33 учебные недели, продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, дополнительных Ц в течение недели (в феврале).
    ќбщий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки дл€ учащихс€ определ€етс€ учебным планом образовательного учреждени€.
  • дл€ первоклашек ведущей де€тельностью €вл€етс€ игра. ѕоэтому среда образовательного учреждени€ должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой де€тельности и позвол€ющими решать в ходе игры образовательные задачи. Ќапример, классна€ комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы должны предоставл€ть возможность дл€ двигательной активности. ”чебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позвол€ющим организовывать разные виды образовательной де€тельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
  • чередование урочной и внеурочной де€тельности определ€етс€ образовательным учреждением и согласуетс€ с родител€ми обучающихс€.

“аким образом, име€ хот€ бы краткое представление об обучении по ‘√ќ— Ќќќ, вы можете сравнить, что сделано, а что нет в вашей школе и совместно с органами самоуправлени€, администрацией предприн€ть необходимые действи€. √лавное, не будьте безразличны к происход€щему.

”важаемые родители!

„тобы ¬аш ребенок был счастлив, успешен в учебе, ему необходимы ¬аша любовь и внимание. Ћюбите его таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!

 
« ѕред.   —лед. »
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
© ћќ” "—акмарска€ —ќЎ" 2008 г.
ѕроект при поддержке компании RU-CENTER