spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
учебный курс Ђќсновы религиозных культур и светской этикиї ѕечать
21.01.2020 г.

ќ– —Ё


»нформаци€ о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «ќсновы религиозных культур и светской этики»

¬ 4-х классах образовательных организаций –оссийской ‘едерации осуществл€етс€ преподавание комплексного учебного курса «ќсновы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: «ќсновы православной культуры»; «ќсновы исламской культуры»; «ќсновы буддийской культуры»; «ќсновы иудейской культуры»; «ќсновы мировых религиозных культур»; «ќсновы светской этики». ѕреподавание направлено на воспитание учащихс€, формирование, прежде всего, их мировоззрени€ и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. ¬ св€зи с этим выбор дл€ изучени€ школьником основ определЄнной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству –оссийской ‘едерации осуществл€етс€ исключительно родител€ми (законными представител€ми) несовершеннолетнего учащегос€.


«ачем в школе вводитс€ предмет «ќсновы религиозных культур и светской этики»?

¬опрос, вынесенный в заглавие, происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно пита€сь от своих честных трудов? ¬се есть в –оссии: несметные природные богатства, обилие земли, богатейша€ истори€ и культура, образованное, культурное, законопослушное население, все еще сохран€ющие передовые мировые позиции наука и образование, демократические права и свободы, гарантированные  онституцией, вс€ необходима€ дл€ гражданского общества и продуктивной экономической де€тельности правова€ система. Ќо чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благопри€тными услови€ми дл€ жизни человека. Ќедостает нам нравственности в душе и морали в обществе.


ѕочему новый предмет вводитс€ на «стыке» начальной и основной школы?

¬ возрасте 10 лет ребенок становитс€ младшим подростком. Ётот возрастной период смен€ет детство и продлитс€ примерно до 12 лет.  ћладший подростковый возраст (учащиес€ IV-VI классов) – один из самых сложных периодов развити€ школьников. ¬ это врем€ ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. ¬ дополнение к этому внешн€€ информационна€ среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие. ¬озрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. ѕодростковый возраст – стади€ развити€ личности между детством и взрослостью – качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуетс€ изменени€ми, св€занными с началом полового созревани€ и вхождением во взрослую жизнь. ¬ это врем€ происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознани€, сложных форм мыслительной де€тельности, абстрактного, теоретического мышлени€, по€вл€етс€ мужской и женский взгл€д на мир, активно развиваютс€ творческие способности. јктивно формируетс€ новый образ физического «я», новый уровень самосознани€, пробуждаетс€ интерес к себе, существенно повышаетс€ самооценка, укрепл€етс€ чувство собственного достоинства, заметно повышаетс€ уровень личностных прит€заний.


„то будут изучать дети в курсе «ќсновы религиозных культур и светской этики»?
”чебный предмет «ќсновы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, истори€ мировых религий и основы светской этики.  аждый из модулей раздел€етс€ на 4 блока. ƒуховные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). ќсновы традиционных религий и светской этики (16 часов). “радиционные религии и этика в –оссии (13 часов). ƒуховные традиции многонационального народа –оссии (4 часа). ћодульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность –оссии как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традици€ми. ¬ каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтени€. Ўкола об€зана их учитывать. Ќо формальное разделение учащихс€ на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. ƒл€ такого утверждени€ есть основани€.


ѕрактические советы о том, как родители могут помочь своему ребенку в изучении предмета «ќсновы религиозных культур и светской этики».

—овет 1. Ќастройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развити€ ¬ашего ребенка; ¬ы и есть главный дл€ ребенка воспитатель.

Ќовый предмет – хорошо продуманна€ педагогическа€ система. ≈е задача – создание условий дл€ духовно-нравственного развити€ школьника. ¬оспитание учащегос€ в школе будет осуществл€тьс€ на уроках (средствами учебного содержани€, через диалоги учител€ и ученика, учеников друг с другом), в творческой де€тельности (подготовка обучающимис€ итоговых творческих заданий), во внеучебной де€тельности (проведение праздника накануне ƒн€ народного единства). ¬ воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценност€м, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. —амоустранение родителей из процесса нравственного воспитани€ учащихс€, который сегодн€ впервые за много лет начинаетс€ в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. Ќа уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не про€вл€ют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведени€, не определ€ют дл€ ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь дл€ него особого значени€. Ќовый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родител€ми дополнительные возможности дл€ укреплени€ и развити€ отношений с ребенком. ¬ младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себ€ в нем, он особенно нуждаетс€ в духовной св€зи с взрослым, родным дл€ него человеком.

—овет 2. –азговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

—овременные родители мало говор€т со своими детьми. ¬ среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. –одители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. ¬се так. Ќо есть еще одна причина, затрудн€юща€ речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержани€ дл€ пр€мого личностного общени€.

Ќовый предмет позвол€ет заметно расширить содержание речевого общени€ родителей и детей, благодар€ своему нравственно-ориентированному характеру. –одител€м сложно общатьс€ с детьми на темы решени€ математических задач или правильного выполнени€ упражнений на уроках физкультуры. Ќо у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственна€ жизненна€ истори€, знание добра и зла. Ќравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составл€ют основное содержание нового предмета.

”делите врем€ ребенку. ¬ выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Ќаверн€ка, у ¬ас будет что добавить к их содержанию. «адайте ребенку несколько вопросов. ѕусть он говорит, высказываетс€, раскрывает себ€ в вопросах духовности и нравственности. ѕусть он видит, что это важно дл€ ¬ас. √оворите и ¬ы с ним о жизни, о люд€х, об отношени€х между людьми. √оворите как можно больше.

—овет 3. ’орошее средство воспитани€ ребенка – диалог между родител€ми и детьми о духовности и нравственности.

ƒиалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного дл€ них результата. „тобы диалог состо€лс€, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремитьс€ услышать и пон€ть друг друга. ƒл€ диалога между родител€ми и детьми есть все необходимые услови€: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. »зучение детьми предмета «ќсновы религиозных культур и светской этики» расшир€ет содержание диалогического общени€ в семье: ребенок владеет знани€ми о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. „тобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Ќамеренно обостр€йте диалогическое общение, всегда сохран€€ доброжелательность к каждому детскому слову. «адавайте ребенку дополнительные вопросы. »ногда не соглашайтесь с ним. ¬ысказывайте иную точку зрени€. ¬рем€ от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли  ребенка, но и собственные высказывани€. ƒиалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. »грайте с ¬ашим умным ребенком.

≈сли проста€ игра складываетс€, пробуйте ее усложнить. —одержание разных модулей отчасти согласовано по ценност€м: ќтечество, культура, семь€, человек, общество и др. ѕриобретите дополнительно или ксерокопируйте в школьной библиотеке дл€ себ€ еще один учебник по новому предмету. ѕознакомьтесь с его содержанием. » ¬ы сможете вступить в диалог с ребенком уже не только как родитель, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как представитель другого мировоззрени€. Ќапример, ¬аш ребенок изучает модуль, «ќсновы светской этики», а ¬ы знакомы с содержанием учебника по модулю «ќсновы буддийской культуры». Ёто даст ¬ам возможность вместе с ребенком обсуждать мировоззренческие вопросы с разных точек зрени€. “акой диалог очень продуктивен, но он требует от родител€ подготовки. Ќе жалейте сил и времени дл€ ¬ашего ребенка, учитесь вместе с ним.

—овет 4. ¬нимательно следите за моральным равновесием ¬ашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к люд€м другого мировоззрени€.

ƒеление учащихс€ одного класса на группы, изучающие разные модули, сопр€жено с некоторыми рисками. ѕодростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». –азработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. ”чител€ будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважени€ к человеку, чьи взгл€ды отличаютс€ от их собственных. Ќо многое зависит и от родителей.

Ќе допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Ќасторожитесь, если это делает ребенок. «а этим скрываетс€ больша€ нравственна€ проблема. Ќедоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. „еловек начинает тер€ть моральное равновесие, склон€етс€ к злу.

≈сли это происходит с ¬ашим ребенком, поговорите с ним. ќбсудите эту проблему с классным руководителем. ѕроведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическа€ диагностика процессов нравственного развити€ учащихс€. ќбратитесь за консультацией к школьному психологу. ¬месте вы€сните причину и устраните ее.

—овет 5.  Ќе забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает ¬ашего ребенка; главное, что он может приобрести, изуча€ предмет «ќсновы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности дл€ полноценной человеческой жизни. ¬с€чески поддерживайте это в ребенке.

«ачем нужны моральные нормы? — этого вопроса начинаетс€ новый предмет, им же и завершаетс€. ≈сли этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит. он училс€ не зр€. Ёто очень сложный вопрос. „тобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни.  Ќо если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет дл€ него значение, присутствует в его жизни, вли€ет на его поведение. –ебенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающа€ нравственность.

», все же, дл€ чего нужны моральные нормы?

—воего ребенка, особенно, если он еще мал, ¬ы учите простым правилам безопасного поведени€: нельз€ трогать гор€чий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садитьс€ за стол с гр€зными руками и т.д. ѕочему нельз€? ѕотому что такие действи€ приведут к ожогам, болезн€м, будут иметь плохие дл€ физического здоровь€ последстви€. «десь все пон€тно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Ќо здоровье человека – это состо€ние, которое зависит не только от его тела. ≈сть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. ≈сть социальное здоровье, определ€емое характером отношений человека в коллективе, обществе. —лово обладает огромной силой психологического воздействи€ на человека. —праведливо говор€т, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Ћичность человека живет в пространстве €зыка и общественных отношений. ќтношени€ с другими людьми, которые складываютс€ у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определ€ют состо€ние его социального здоровь€.

ќ том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Ќо как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье?  акие дл€ этого есть правила? Ёто правила морали, нормы нравственного поведени€. “ак же, как и правила сбережени€ физического здоровь€, они накапливаютс€ как опыт жизни и  передаютс€ от старших к младшим.

Ќравственный человек ведет безопасный дл€ окружающих и себ€ образ жизни. ќн не причин€ет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Ќравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Ќравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгл€д), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Ќравственный человек по-насто€щему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питаетс€ от честных трудов своих и живет долго.

»нформаци€ о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса Ђќсновы религиозных культур и светской этикиї (приглашение на собрание по выбору модул€ ќ– —Ё)

 

 
« ѕред.
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB