spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Ёссе по обществознанию ѕечать
15.03.2014 г.
¬ едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий €вл€етс€ задание є36 Ц написание эссе по высказыванию, выбранному из шести предложенных. Ћишь каждый шестой участник тестировани€ успешно справл€етс€ с данным заданием, получа€ за его выполнение от 3 до 5 баллов. ѕоэтому, дабы не потер€ть ценные баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок, о чЄм и пойдЄт речь в данной статье.

 ритерии оценивани€
ƒл€ начала остановимс€ на критери€х оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всЄ эссе пойдЄт насмарку. –ечь идЄт о критерии K1 Ц раскрытие смысла высказывани€. ≈сли выпускник неверно раскрыл смысл высказывани€, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не провер€етс€, и по остальным критери€м (K2, K«) выставл€етс€ 0 баллов.
є ритерии оценивани€ ответа на задание C9Ѕаллы
K1–аскрытие смысла высказывани€
—мысл высказывани€ раскрыт
»Ћ» содержание ответа даЄт представление о его понимании
1
—мысл высказывани€ не раскрыт, содержание ответа не даЄт представлени€ о его понимании0
K2’арактер и уровень теоретической аргументации
Ќаличие ошибочных с точки зрени€ научного обществознани€ положений ведЄт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
»збранна€ тема раскрываетс€ с опорой на соответствующие пон€ти€, теоретические положени€ и выводы2
ѕривод€тс€ отдельные относ€щиес€ к теме, но не св€занные между собой и другими компонентами аргументации пон€ти€ или положени€1
јргументаци€ на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых пон€тий не объ€снЄн; теоретические положени€, выводы отсутствуют)
»Ћ» используютс€ пон€ти€, положени€ и выводы, не св€занные непосредственно с раскрываемой темой
0
K3 ачество фактической аргументации
‘акты и примеры почерпнуты из различных источников: используютс€ сообщени€ —ћ», материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдени€ (приведено не менее двух примеров из разных источников)2
‘актическа€ аргументаци€ дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представлени€
»Ћ» приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа
1
‘актическа€ информаци€ отсутствует
»Ћ» приведЄнные факты не соответствуют обосновываемому тезису
0
ћаксимальный балл5

»менно в соответствии с указанными критери€ми будет провер€тьс€ и оцениватьс€ ваше эссе.

—труктура эссе
1. ÷итата. 
2. ѕроблема, подн€та€ автором; еЄ актуальность. 
3. —мысл высказывани€. 
4. —обственна€ точка зрени€. 
5. јргументаци€ на теоретическом уровне. 
6. Ќе менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 
7. ¬ывод. 

1. ¬ыбор высказывани€
¬ыбира€ высказывани€ дл€ эссе, вы должны быть уверены, что 
Х владеете основными пон€ти€ми той базовой науки, к которой оно относитс€; 
Х чЄтко понимаете смысл высказывани€; 
Х можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласитьс€ с высказыванием или опровергнуть его); 
Х знаете обществоведческие термины, необходимые дл€ грамотного обосновани€ личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и пон€ти€ должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за еЄ пределы); 
Х сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта дл€ подтверждени€ собственного мнени€. 

2. ќпределение проблемы высказывани€
ƒл€ более чЄткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаютс€ наиболее часто:

ќсновные проблемы базовых социально-гуманитарных наук
‘илософи€
Х —оотношение материи и сознани€. 
Х ƒвижение и развитие как способы существовани€. 
Х ќсобенности психики человека. —оотношение сознательного и бессознательного. 
Х Ѕесконечность процесса познани€. 
Х ¬опрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. 
Х —оотношение субъекта и объекта познани€. 
Х —оотношение чувственного опыта и рационального мышлени€, их основные формы. 
Х »нтуици€ и ее роль в познании. 
Х »стина и ее критерии. ќтносительна€ и абсолютна€ истина. 
Х Ёмпирический и теоретический уровни научного знани€. 
Х Ёкологическа€ проблема и пути ее решени€. 
Х ћатериальна€ и духовна€ стороны общественной жизни, их соотношение. 
Х  ультура как преобразовательна€ де€тельность человека в целом. 
Х ћноговариантность общественного развити€. 
Х —ущность цивилизации. 
Х ќсновные подходы к изучению общества. 
Х ќбщественный прогресс, его критерии и основные этапы. 
Х ƒуховна€ жизнь общества. 
Х ќбщественное сознание, его структура и формы. 
Х Ќаука как форма общественного сознани€. 
Х Ёстетическое сознание. ‘илософское понимание искусства. 
Х –елиги€ как форма культуры, тип мировоззрени€. 
Х ќсновные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решени€. 
Х »нформационна€ революци€ как важнейша€ составл€юща€ Ќ“–. 
Х –оль народных масс и личности в истории. 
Х √лобализаци€ общественной жизни. 

—оциальна€ психологи€
Х ћежличностное общение, его сущность и решаемые задачи. 
Х —ущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранени€. 
Х ¬нутриличностный конфликт Ц конфликт социальных ролей одного человека. 
Х ¬заимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. 
Х ѕсихологический климат коллектива. 
Х „еловек среди людей. 
Х —ущностные характеристики малой группы. 
Х ¬заимоотношени€ индивида и группы. 
Х ќсобенности формировани€ групп. 
Х –оли, нормы и статус личности. 
Х —амоконтроль как соотнесение своего поведени€ с нормами общества или группы. 
Х —амоопределение как выбор собственной позиции. 
Х –ассогласование между прит€зани€ми и возможност€ми людей. 
Х ¬заимосв€зь основных сфер социализации личности. 
Х Ќациональна€ идентичность. 
Х —оциальное взаимодействие. 
Х «начение коммуникационного процесса. 
Х —ущность социального конфликта. 
Х ¬заимоотношени€ личности и коллектива. 
Х »сточники социального прогресса. —оциальное развитие. 
Х —емейные взаимоотношени€. 
Х  онфликт Ђотцов и детейї. 
Х —ущность толпы и стадный инстинкт. 
Х —оциально-психологический портрет лидера. 
Х —емейные взаимоотношени€. 
Х —истема организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. 

Ёкономика
Х ѕротиворечие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. 
Х ѕроблема экономического выбора. 
Х ‘акторы производства и их значение в экономике. 
Х “руд как вид де€тельности и экономический ресурс. 
Х »нтеллектуальный капитал как главный источник формировани€ конкурентных преимуществ в экономической де€тельности. 
Х ‘акторы, определ€ющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. 
Х —ущность и функции денег в экономике. 
Х Ёффективность использовани€ ресурсов. 
Х «начение общественного разделени€ труда. 
Х ƒве стороны общественного разделени€ труда Ц специализаци€ и коопераци€. 
Х ѕольза общественной кооперации труда: совместна€ работа, обучение в процессе де€тельности и сравнительное преимущество. 
Х Ёффективность в распределении имеющихс€ ресурсов. 
Х –оль торговли в развитии общества. 
Х —тимулы и эффективность производства. 
Х —праведливость в распределении социальных благ. 
Х —ущность рыночных отношений. 
Х –оль государства в регулировании экономики. 

—оциологи€
Х —оотношение объективных и субъективных факторов, вли€ющих на общественные процессы. 
Х –оль духовных и материальных ценностей в жизни людей. 
Х —оциальные неравенство и борьба. 
Х ѕоступательное изменение (прогресс) организации общества. 
Х «акономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. 
Х »сторически сложившиес€ неравноправные взаимоотношени€ мужчин и женщин. 
Х —пецифические качества города. 
Х —оциальна€ природа знани€, мышлени€, де€тельности общества. 
Х ѕроцессы передачи информации между социальными группами. 
Х ћолодЄжь как социальна€ общность. 
Х ќсобенности социализации вступающих в жизнь поколений. 
Х ќсобенности образа жизни молодЄжи. ‘ормирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. 
Х —оциальна€ мобильность. 
Х ¬ыполнение различных социальных ролей. 
Х Ќаука как социальный институт. 
Х ќбразование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосв€зь с другими общественными институтами. 
Х ¬заимодействие религии и общества. 
Х —емь€ как социальный институт и мала€ группа. 
Х —труктура и функции семьи, образцы семейного поведени€. 
Х ќтношение человека к труду, его социальна€ активность. 
Х ¬ли€ние глобализации на локальную жизнь. 
Х ¬ли€ние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населени€. 
Х Ќациональное самосознание. 
Х “енденции межнациональных отношений. 
Х ћежэтнические конфликты. 
Х Ќациональные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведени€. 

ѕолитологи€
Х ѕолитическа€ система общества и ее роль в жизни общества. 
Х ћесто и роль государства в политической системе общества. 
Х ѕартии и общественные движени€ в политической системе общества. 
Х ќсобенности современных политических отношений. 
Х —убъекты политики. 
Х ћирова€ политика и международные отношени€. 
Х “ипы отношени€ человека к политике. 
Х –егулирование политического поведени€ и политической де€тельности. 
Х —оотношение целей и средств в политике. 
Х ѕолитический прогресс и его критерии. 
Х —оотношение экономики, политики и права. 
Х —ущность и особенности политической власти. 
Х ѕрирода и функции политической власти. Ћегитимность политической власти и ее типы. 
Х ѕолитический режим: пон€тие и признаки. 
Х —ущность демократического режима. 
Х јвторитарный режим. 
Х “оталитарный режим. 
Х ѕолитическа€ система общества: пон€тие, функции и структура. 
Х ѕроисхождение государства. 
Х —ущность и признаки государства. 
Х √осударственный суверенитет. 
Х √осударственна€ власть как особа€ разновидность социальной власти. 
Х ‘орма государства и ее элементы. 
Х —оотношение общества и государства. 
Х √ражданское общество: пон€тие, структура, признаки. 
Х —оотношение и взаимосв€зь государства и права. 
Х ѕравовое государство: пон€тие и принципы. 
Х –азделение властей как принцип правового государства. 
Х √осударство и личность: взаимна€ ответственность. 
Х ѕон€тие, функции, виды и структура политических партий. 
Х ѕартийные системы. 
Х ќбщественно-политические движени€, группы давлени€. 
Х ѕолитические отношени€. 
Х ѕолитический плюрализм. 
Х —ущность и структура политического процесса. 
Х –еволюци€ и реформа как виды политических преобразований. 
Х ѕолитическа€ модернизаци€. 
Х ¬осстание, бунт, м€теж, путч как виды политического процесса. 
Х ѕолитические кампании: их стратеги€ и тактика. 
Х ѕопулизм: пон€тие и признаки. 
Х ѕр€ма€ и представительна€ демократи€. 
Х ѕолитическое решение. 
Х —ущность и функции политического лидерства. 
Х ѕолитическое сознание: пон€тие, структура, функции. 
Х –оль идеологии в политике. 
Х ѕолитическа€ культура: пон€тие и структура, типы. 
Х ¬заимодействие личности, общества и государства. 
Х ‘ункционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. 
Х ¬заимодействие института права с другими социальными институтами. 

ѕравоведение
Х ѕраво как регул€тор общественной жизни. 
Х —оциальна€ ценность права. 
Х —ущность и специфические признаки государства. 
Х ѕолитическа€ система и роль государства в ней. 
Х ѕраво и мораль: сходства и различи€. 
Х ѕравотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. 
Х ћеханизм реализации основных прав, свобод и об€занностей личности. 
Х √осударство и гражданское общество. 
Х ѕон€тие, признаки социального государства. 
Х ѕравовой нигилизм и пути его преодолени€. 
Х ѕравонарушени€: пон€ти€, признаки и состав. ¬иды правонарушений. 
Х —ущность юридической ответственности. 
Х ѕравова€ культура. 

ѕосле формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных услови€х. ƒл€ этого можно использовать фразы-клише:
ƒанна€ проблема €вл€етс€ актуальной в услови€х...
Х ...глобализации общественных отношений; 
Х ...формировани€ единого информационного, образовательного, экономического пространства; 
Х ...обострени€ глобальных проблем современности; 
Х ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; 
Х ...развити€ международной интеграции; 
Х ...современной рыночной экономики; 
Х ...развити€ и преодолени€ мирового экономического кризиса; 
Х ...жесткой дифференциации общества; 
Х ...открытой социальной структуры современного общества; 
Х ...формировани€ правового государства; 
Х ...преодолени€ духовного, нравственного кризиса; 
Х ...диалога культур; 
Х ...необходимости сохранени€ собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

  проблеме необходимо периодически возвращатьс€ на прот€жении всего процесса написани€ эссе. Ёто нужно дл€ того, чтобы верно раскрыть еЄ содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечьс€ рассуждени€ми, не относ€щимис€ к смыслу данного высказывани€ (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. ‘ормулировка основной мысли высказывани€
ƒалее необходимо раскрыть смысл высказывани€, но не стоит повтор€ть дословно высказывание. ¬ этом случае можно использовать следующие клише:
Х Ђ—мысл данного высказывани€ состоит в том, что...ї 
Х Ђјвтор обращает наше внимание на то, что...ї 
Х Ђјвтор убеждЄн в том, что...ї

4. ќпределение своей позиции к высказыванию
«десь можно согласитьс€ с автором полностью, можно частично, опровергнув опредЄленную часть высказывани€, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. ѕри этом можно воспользоватьс€ фразами-клише:
Х Ђя согласен с автором в том, что... ї 
Х ЂЌельз€ не согласитьс€ с автором данного высказывани€ по поводу...ї 
Х Ђјвтор был прав, утвержда€, что...ї 
Х ЂЌа мой взгл€д, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной –оссии (современного общества... ситуацию, сложившуюс€ в обществе... одну из проблем современности)ї 
Х Ђѕозволю себе не согласитьс€ с мнением автора о том, что...ї 
Х Ђќтчасти, € придерживаюсь точки зрени€ автора по поводу..., но с ... не могу согласитьс€ї 
Х Ђј не задумывались ли вы над тем, что...?ї

5-6. јргументаци€ собственного мнени€
ƒалее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. ƒл€ этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положени€.
јргументаци€ должна быть осуществлена на двух уровн€х:
1. “еоретический уровень Ч его основой €вл€ютс€ обществоведческие знани€ (пон€ти€, термины, противоречи€, направлени€ научной мысли, взаимосв€зи, а также мнени€ учЄных, мыслителей).
2. Ёмпирический уровень Ч здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

ѕри отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. ѕодтверждают ли они моЄ мнение?
2. Ќе могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Ќе противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. ”бедительны ли они?
ѕредлагаема€ форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит Ђуход от темыї.

7. ¬ывод
Ќаконец, нужно сформулировать вывод. ¬ывод не должен дословно совпадать с суждением, данным дл€ обосновани€: он сводит воедино в одном-двух предложени€х основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждени€, €вл€вшегос€ темой эссе.
ƒл€ формулировани€ проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
Х Ђ“аким образом, можно сделать вывод...ї
Х Ђѕодвод€ общую черту, хотелось бы отметить, что...ї


ќформление эссе
Ќужно помнить, что эссе Ч небольшое сочинение, отличающеес€ смысловым единством. ѕоэтому составл€етс€ св€зный текст, используютс€ слова-св€зки, удел€етс€ внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
“екст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. ѕри этом следует соблюдать красную строку.
√отовое эссе нужно проанализировать на предмет соответстви€ критери€м, используемым дл€ оценки работы (см. выше).

 роме того, дополнительным достоинством эссе €вл€етс€ включение в него
Х краткой информации об авторе высказывани€ (например, Ђвыдающийс€ французский философ-просветительї, Ђвеликий русский мыслитель —еребр€ного векаї, Ђизвестный философ-экзистенциалистї, Ђоснователь идеалистического направлени€ в философииї и др.); 
Х описани€ различных точек зрени€ на проблему или различных подходов к ее решению; 
Х указани€ на многозначность используемых пон€тий и терминов с обоснованием того значени€, в каком они примен€ютс€ в эссе; 
Х указани€ на альтернативные варианты решени€ проблемы. 

“ребовани€ к работам выпускников
ѕри всем разнообразии подходов к технологии написани€ эссе по обществознанию можно вы€вить р€д требований, которые в любом случае необходимо выдержать:
1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывани€; 
2) соответствие содержани€ эссе за€вленной проблеме; 
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывани€; 
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте; 
5) четка€ определЄнность позиции учащегос€, его отношени€ к проблеме, к мнению автора высказывани€; 
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; 
7) подкрепление приведЄнных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведени€, личного опыта; 
8) логичность рассуждений выпускника; 
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; 
10) соответствие эссе требовани€м жанра и нормам русского €зыка. 
  объЄму эссе по обществознанию нет жЄстких требований. ќн зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышлени€ выпускника, наличие времени. √лавное внимание удел€етс€ качеству работы, адекватности и полноте раскрыти€ проблемы.

ќсновные ошибки и недостатки в работах выпускников
јнализ работ выпускников позвол€ет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаютс€ на различных этапах написани€ эссе.

ѕри формулировании проблемы и смысла высказывани€ автора:
1) — одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывани€ св€зано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относитс€ цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе. 
2) Ќеумение сформулировать проблему часто св€зано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам. 
3) Ќеумение сформулировать смысл высказывани€ автора св€зано с непониманием или неправильным пониманием его содержани€, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. 
4) ѕодмена проблемы авторской позицией Ч св€зано с тем, что учащийс€ не видит разницы между ними. ѕроблема Ч это тема рассуждени€ автора. ќна всегда широка€, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. —ущность или смысл высказывани€ автора Ч это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли. 

ѕри высказывании и аргументации собственной позиции:
1. ќтсутствие аргументов св€зано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре. 
2. ƒовод выпускника лишь повтор€ет высказывание. 
3. ќшибки в операци€х с пон€ти€ми: неоправданное расширение или сужение значени€ рассматриваемого пон€ти€, подмена пон€тий. 
4. ќшибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. „асто примеры, приводимые выпускниками, слабо св€заны с рассматриваемым положением (св€зь либо не прослеживаетс€, либо поверхностна и не отражает существенных моментов). 
5. Ќекритическое воспри€тие социальной информации из сообщений —ћ», »нтернета. ¬ результате непроверенные факты, несосто€тельные или провокационные утверждени€ и предвз€тые оценки нередко используютс€ выпускниками в качестве доказательств в эссе. 
6. ѕреобладание одностороннего взгл€да на социальные €влени€, неумение вы€вл€ть и выстраивать причинно-следственные св€зи. 

ƒл€ удобства на черновике можно составить таблицу с основными иде€ми, например:
ѕримеры дл€ работы с выказывани€
1. ÷итатаЂ„еловек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевани€, назидани€, награды и наказани€ были бы бессмысленныї.
(‘.јквинский)
2. ѕроблема, подн€та€ автором, еЄ актуальностьѕроблема сознательного регулировани€ поведени€ людей €вл€етс€ актуальной в услови€х современного общества, характеризующегос€ усилением взаимозависимости и взаимосв€зи людей друг с другом.
3. —мысл высказывани€√лавным про€влением сознательности поведени€ человека ‘ома јквинский считает возможность человека определ€ть свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. јвтор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действи€, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
4. ƒл€ аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и пон€ти€:—пособы сознательного регулировани€ поведени€ человека.
—вобода и ответственность в поведении человека.
ѕределы, в которых осуществл€етс€ выбор.
–оль социальных санкций в формировании определЄнного типа поведени€ людей в обществе.
5. ѕримеры1. —олдат, исполн€ющий приказ, не несет ответственности за свои действи€, если он находитс€ при исполнении об€занностей, так как у него нет свободы выбора.
2. Ќевмен€емый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состо€нии делать осознанный выбор поведени€, поэтому ”  –‘ не рассматривает его в качестве субъекта совершени€ преступлени€ и не предусматривает его уголовной ответственности.

1. ÷итатаЂ—оздаЄт человека природа, но развивает и образует его обществої.
(¬.√.Ѕелинский)
2. ѕроблема, подн€та€ автором, еЄ актуальностьѕроблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.
3. —мысл высказывани€јвтор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себ€ биологическую основу и социальную составл€ющую. Ѕелинский определ€ет ведущую роль общества в становлении личности.
4. ƒл€ аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и пон€ти€:„еловек Ц живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты.
ѕон€тие социализации, еЄ этапы, механизмы, направлени€.
јгенты социализации.
–оль социального контрол€ в формировании личности.
5. ѕримеры1. ƒлительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной де€тельности, к адекватному поведению, самоконтролю.
2. ‘акты существовани€ детей-маугли.

1. ÷итатаЂ“ам, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существовани€ї.
(Ћао-÷зы)
2. ѕроблема, подн€та€ автором, еЄ актуальностьѕроблема характера взаимоотношени€ государства и граждан, степени легитимности государственной власти €вл€етс€ актуальной в услови€х современных политических процессов, происход€щих в мире.
3. —мысл высказывани€јвтор утверждает, что степень уважени€ и готовность населени€ подчин€тьс€ государственной власти завис€т прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействи€ на общество.
4. ƒл€ аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и пон€ти€: акими качествами обладают правители Ц великие мудрецы?
ѕри каких услови€х государственна€ власть не раздражает общество?
√осударство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных.
ќно должно реализовывать принцип социальной справедливости.
ѕреобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение.
Ќравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.
5. ѕримеры1. –еализаци€ идеи социального партнерства в современных Ўвеции, ƒании, јвстрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. ¬ ƒании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себ€ самыми счастливыми людьми.
2. ѕротивоположным примером €вл€етс€ фашистска€ √ермани€: дискриминационна€, агрессивна€ политика √итлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что т€желым бременем легло на плечи простых граждан.

1. ÷итатаЂ—вобода одного человека заканчиваетс€ там, где начинаетс€ свобода другогої.
(ћ.Ѕакунин)
2. ѕроблема, подн€та€ автором, еЄ актуальностьѕроблема свободы личности в обществе €вл€етс€ актуальной в услови€х формировани€ правового государства.
3. —мысл высказывани€јвтор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.
4. ƒл€ аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и пон€ти€:ѕон€тие свободы.
√раницы свободы.
—вобода и ответственность.
—оциальные гарантии свободы.
«акон как ограничитель свободы в правовом государстве.
5. ѕримеры1. ѕраво слушать громкую музыку, заниматьс€ творчеством ( ојѕ –‘ вводит ограничение до 23.00) не должно преп€тствовать осуществлению права на отдых других людей.
2. —вобода предпринимател€ в области производства продуктов питани€ ограничиваетс€ требовани€ми соблюдени€ определЄнных санитарных норм, установленных законом.

1. ÷итатаЂ ультура есть неотвратимый путь человека и человечестваї.
(Ќ.Ѕерд€ев)
2. ѕроблема, подн€та€ автором, еЄ актуальностьѕроблема культуры как совокупности средств и способов преобразовани€ мира человеком и все результаты этого преобразовани€.
»Ћ» ѕроблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. јспект культурной преемственности как способ сохранени€ и развити€ человечества.
3. —мысл высказывани€јвтор утверждает, что общество не может существовать, не создава€ культуру.
4. ƒл€ аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и пон€ти€:ѕон€тие культуры в широком и узком смысле слова.
¬иды культуры: индивидуальна€, коллективна€.
“ипологи€ культуры: народна€, массова€, элитарна€.
ѕроблема диалога культур.
–оль культуры в формировании личности индивида.
5. ѕримеры1. Ўкольница пишет стихи, занимаетс€ живописью Ц она вносит свой вклад в культуру.
2. ѕро€влени€ молодежных субкультур (эмо, готы, панки).

“акже вы можете ознакомитьс€ с готовыми эссе по обществознанию и другими материалами:
Ўпаргалки по обществознанию
 
« ѕред.   —лед. »
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
© ћќ” "—акмарска€ —ќЎ" 2008 г.
ѕроект при поддержке компании RU-CENTER